ВЕСТНИК ONLINE » Пересечение интересов

Пересечение интересов

 

«Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга,

но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга»

Джонатан Свифт

         «Мы сражаемся за нашу веру, а вы за бензин в ваших бензобаках» — монотонно отговорил хриплый голос в одном из провокационных роликов, созданный кем-то из агрессивных мусульманских фанатиков. В последнее время как никогда актуально. И как никогда грустно.

Слово «экстремизм» на сегодняшний день стало одним из самых часто упоминаемых выражений в средствах массовой информации. И это закономерно, ибо за последние десятилетия деятельность радикальных группировок стала гораздо более активной и, следовательно, широко освещаемой. Стоит хотя бы вспомнить события 11 сентября 2001 года, когда теракт почти сразу же был приписан исламским радикалам (в частности, группировке Аль-Каида). Ведь недаром говорят, что сначала человек работает на репутацию, а затем – репутация на человека.

Однако столь резкая и опасная ответная реакция мусульманского мира отнюдь не беспричинна: столь ревностное отношение к религии, в которой право Шариата есть у каждого, кто исповедует ислам, воспитывается у мусульман с самого рождения. Другими словами, в отличие от западных государств, религиозные догматы равносильны законам и требуют беспрекословного их исполнения. Такая приверженность к собственной вере вызывает уважение, и, уж конечно, сама по себе она причиной религиозных конфликтов не является. В конце концов, конфликт имеет место тогда, когда начинается противостояние. Конфронтация же Запада и Востока на религиозной почве в последнее время очевидна. И тому есть фактические подтверждения.

Вспомним хотя бы наделавшую много шума картину «Невинность мусульман» (или «Невиновность мусульман» — зависит от того, какой вариант перевода английского слова innocence учитывать). Парадоксально, но фильм далеко не новый – более того, он около полугода был в открытом доступе в интернете и не привлекал особого внимания пользователей. Стоит обратить внимание на то, что, зачастую, паника населения вызвана скорее не действиями террористов, а тем, как эти действия преподносятся. «В нынешнем обществе такое количество информации на эту тему, что достаточно имитации, чтобы вызвать массовый психоз»,- заявил на пресс-конференции в РИА «Новости» эксперт Международной контртеррористической ассоциации Олег Нечипоренко. В качестве иллюстрации эксперт привел конкретный пример, когда во время взрыва моста в Ираке по толпе пронесся слух, что среди присутствующих находится смертник. Как следствие, в давке погибло около тысячи человек.

Это все к тому, что фильм мог бы так и остаться никому не известным и не вызвал бы столь бурное негодование со стороны мусульманской общественности, не будь он так освещен в мировых СМИ. Более того, в США фильм даже не был запрещен, несмотря на критические отзывы президента Соединенных Штатов Барака Обамы. Эта картина вызвала волну протестов: в Египте, Бахрейне, Ливии появились первые жертвы разгоревшегося конфликта (посол США в Ливии Кристофер Стивенс, погибшие при взрыве микроавтобуса в Кабуле). Исходя из тех фактов, которые были представлены выше, мы можем сделать вывод, что «Невинность мусульман» — не более чем провокация, которая «выстрелила» в нужный момент. Значит, были люди, которым это «озлобление» мусульманского народа против Запада было выгодно. Но вопрос, кому?..

Однако ж стоит отметить, что не менее богохульная картина «Последнее искушение Христа» не была подвержена стольким пересудам и не привела к жертвам. Более того, со стороны христиан масштабных выступлений верующих, чьи чувства оказались уязвлены, не было. Это лишний раз доказывает тот факт, что у народов Запада и Ближнего Востока совершенно разные менталитет и отношение к собственной вере.

Но справедливости ради стоит сказать, что религиозные конфликты происходят также и между самими приверженцами ислама. Так, разногласия суннитской и шиитской конфессий ведут отчет с незапамятных времен, а в современном мире чаще всего носят политический характер. Шииты, находящиеся в меньшинстве, являются легкой мишенью для радикальных исламских группировок. Например, после интервенции США в Ирак, в стране началась гражданская война между прежними хозяевами — суннитами и шиитами.

Но это все политика. Если посмотреть со стороны на то, как уживаются друг с другом шииты и сунниты, особенно на постсоветском пространстве, можно понять, что в повседневной жизни конфликт на религиозной почве – явление надуманное. Большинство рядовых мусульман, жителей арабских государств, не наблюдают особой разницы между шиитами и суннитами, а в Азербайджане шииты за неимением «нужных» мечетей спокойно посещают суннитские. Никто и не вспоминает, что когда-то в VII веке власть не поделили.

Среди ключевых мировых религиозных конфликтов особое место занимает война на Святой земле. Даже подобное сочетание – «война на Святой земле» вызывает недоумение. Ведь основной предмет спора – Иерусалим, является не просто религиозным центром: он имеет глобальное, мировое значение, причем как для верующих, так и для далеких от религии людей. Ведь столкновения иудеев и мусульман на Ближнем Востоке вызывают негативную реакцию представителей арабского мира. Но решить вопрос о статусе Иерусалима мирным путем не удается…

Не самый широко освещаемый в СМИ, но от того не менее важный и заслуживающий внимания конфликт – вторжение китайских маоистов в Тибет, вопреки всем прежним обещаниям китайских коммунистов. Политика Китая была жесткой – из 5 тысяч монастырей уцелело всего 13. Что же касается демографической ситуации, то в настоящее время соотношение китайского и местного населения составляет 6,5:7. Такую политику китайских коммунистов в Тибете можно сравнить с гонениями советских коммунистов на православие.

Конфликт, будь он межличностный или религиозный – всегда конфликт. Столкновения, жертвы, раны, боль. Он ничего не приносит, кроме потерь и разрушения. И маленькой надежды на скорейшие перемены к лучшему.

Анна Галустьян

Опубликовано 05 Ноя 2012 в 20:15. В рубриках: Модель ООН 2013/MIMUN 2013, Накануне Модели / On the threshold. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Оставьте свой отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.






Все права защищены © 2012 ВЕСТНИК ONLINE. Московской международной модели ООН/ Moscow International United Nations Model | Thanx: My1medicine